Я могу писать и рассуждать, конечно, об этом принципе так, как знаю о нём, живя и работая в другом государстве. Буду рада, если кто-нибудь начнёт мне возражать или доказывать обратное или добавлять что-либо к сказанному, оставаясь при этом на ковре.
Принцип этот заключается главным образом в том, что балансы предприятия или учреждения ведутся по системе «двойной бухгалтерии», которая как вид бухгалтерии существует давно, закреплена международными экономическими законами и которую применяют все передовые страны Запада. «Двойной» бухгалтерия называется так не оттого, что одна и та же расчётная документация ведётся или учитывается одинаково два раза, а оттого, что коммерческая «двойная» бухгалтерия ведётся по записям в дебетные и в кредитные статьи. Эти статьи и расчёты сопоставляются и затем в противопоставлении вычисляется прибыль (доход) или убыток дела (бизнеса) в заключительном балансе. Ясно, что чтобы оценить работу двух предприятий, будь одно из них в России, а другое в Японии, необходимо сравнить балансы этих предприятий, составленных по принципу двойной бухгалтерии и, таким образом, узнать об их коммерческой эффективности, выражаясь простым языком.
По принципу двойной бухгалтерии начинают работать или уже работают в Германии также управленческие структуры, как например городские бюджетные отделы и учреждения, а также государственные общественно-публичные учреждения типа пенсионных ведомств, которые пока ещё частично применяют простую бюджетную бухгалтерию типа «приход-расход».
Двойная бухгалтерия в случае с муниципалитетом служит для того, чтобы все приходные статьи и статьи «городское имущество», включая как «теневые бюджеты», так и собственно городские предприятия и долевые участия, смогли бы быть расчитаны и противопоставлены в заключительном итоговом балансе как, например, в коммерческом балансе концерна.
Читаю в своей газете, что городское управление уже в 2008 году начало заново проверять и регистрировать городское имущество. Предварительный баланс города Лейпциг выглядит так:
- около 2.500 зданий
- около 4.500 инфракструктурного имущества типа улиц, мостов, дорог
- около 29.900 реестровых земляных участков и угодий
- около 22.500 штук подвижного имущества типа машин, установок, оборудований бюро
- около 750.000 предметов искусства
- около 550 нематериальных ценностей типа концессий, прав на пользование, лицензий.
Всё это городское имущество необходимо оценить. В принципе считается, что при высокой оценке ценности имущества город будет считаться богаче, чем при заниженной оценке. А это в свою очередь повысит кредитоспособность и обеспечит из-за предполагаемой хорошей платёжеспособности лучшие условия для ссуд.
Негативное при завышенной оценке ценности: Основные фонды с ограниченным временем пользования должны быть списаны (амортизированы). Чем выше оценка ценности, тем выше норма амортизации, которая должна быть достигнута хозяйствованием, и тем труднее будет сбалансировать бюджет.
Пример: Новая ратуша (здание, в котором размещается городская мэрия г. Лейпцига) может войти в баланс с ценой от 28 милл. евро (минимально) до 240 милл. евро (максимально). Финансовое управление предлагает для амортизации зданий амортизационную продолжительность в 80 лет. Таким образом, годовая амортизация Новой ратуши будет составлять разницу между 350.000 евро и трёх миллионов евро.
Ввод нового коммунального финансового вида управления - вещь дорогостоящая и будет стоить городской мэрии в общей сложности около 30 миллионов евро. Введена она будет к 1 января 2012 года.
Так примерно разъяснила моя газета переход городского муниципалитета к двойной бухгалтерии и об открытии начального баланса. Это начало так называемой «транспарентности» хозяйственной деятельности городских властей, которая будет не только публиковаться как и прежде, но и чётко показывать эффективность работы городских управленческих властей.
Интересно узнать, как управляется в финансовом отношении ржевское коммунальное хозяйство со всем его имуществом? И можно ли сделать финансовое управление города Ржева прозрачным и открытым? Тогда, наверное, у многих ржевитян откроются глаза на проблемы города и деятельность городских руководителей вне зависимости от их партийной принадлежности.
Монумент Битвы народов 1813 года

Жители города Лейпцига

В пять вечера у "Фёльки"
